Калькулятор расчета фундамента смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Что лучше инжектор или карбюратор? Подробнее на странице http://kamael.com.ua
 

Проект: «Магнитная лаборатория: автоматизированный школьный эксперимент»

      Ершов Михаил Георгиевич,

учитель физики и информатики

 МАОУ СОШ №135 г. Перми

В последние годы в российском образовании всё более популярной становится образовательная робототехника. В настоящее время в связи с требованиями ФГОС имеются возможности для модернизации преподавания учебных предметов, в частности физики, с применением робототехнических наборов.  Опыт работы МАОУ «СОШ № 135» г. Перми, совместно с Кафедрой мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета позволяет сформулировать подходы к формированию методики использования робототехники в преподавании физики, а также проанализировать и обобщить опыт работы российских коллег в направлении использования робототехники в учебном процессе

Мы определяем следующие педагогические цели использования робототехники в преподавании физики:

1)  демонстрация возможностей робототехники как одного из ключевых направлений научно-технического прогресса;

2)  демонстрация  роли  физики  в  проектировании  и  использовании  современной техники;

3)  повышение качества образовательной деятельности:

  • углубление и расширение предметного знания,
  • развитие экспериментальных умений и навыков,
  • совершенствование знаний в области прикладной физики,
  • формирование умений и навыков в сфере технического проектирования,  моделирования и конструирования;

4)  развитие  у  детей  мотивации  изучения  предмета,  в  том  числе  познавательного интереса;

5)  усиление предпрофильной и профильной подготовки учащихся, их ориентация на профессии инженерно-технического профиля.

При организации учебной деятельности, школьник должен иметь возможность самоопределиться в выборе уровня знакомства с робототехникой. Либо, ему будет достаточно познакомиться с робототехникой на базовом уровне, который предполагает, в основном урочные формы работы (доклад, демонстрационный и лабораторный эксперимент), либо, он будет знакомиться с робототехникой по расширенному уровню (практикум, экскурсии, элективный курс, кружок) или углублённому варианту (проектная или  исследовательская работа, участие в конкурсах и олимпиадах).

После первоначального знакомства школьников с робототехническими конструкторами логическим продолжением развития технической компетентности является знакомство школьников с современными системами автоматизации производства. Освоение станков с числовым программным управлением, которые  являются  разновидностью робототехнических систем, становится доступным и естественным для старшеклассников, выбирающих свою карьеру в технической области. Информатика, физика  и  технология как учебные предметы являются наиболее приближенными к робототехнике. Комбинирование традиционных технологий обработки металла, древесины и ткани с инновационными идеями робототехники открывают широчайшие возможности для создания моделей и проектов межпредметного и метапредметного характера.

Для наиболее полного достижения поставленных целей использования робототехники, роботы в школьном курсе физики должны быть представлены не только как средство практической деятельности школьников, но и как объект теоретического изучения. Большинство датчиков робототехнических наборов, а также исполнительных элементов роботов имеют физические принципы действия, которые изучаются в школьном курсе физики, поэтому, например, при изучении соответствующих тем целесообразно акцентировать внимание на практическое использование физических законов в современной технической области.

В последние годы появилось достаточно много публикаций, знакомящих с опытом внедрения робототехники в учебный процесс. Первые отечественные работы в области образовательной робототехники относятся к началу 90-х годов. В частности,  в учебном пособии для 8-9 классов средней школы А.П. Алексеева и др. «Робототехника» [1] изложен теоретический материал по робототехнике и система практических занятий для построения самодельного робота. Ряд учебных пособий по организации курсов, кружков и других видов внеклассной работы также может быть полезен при организации предметной работы по физике. Среди авторов таких учебных пособий можно назвать Васильева М. В. (Москва), Филиппова С. А. (Санкт-Петербург), Копосова, Д. Г.(Архангельск) ([3], [5] и др).   Наибольший интерес для использования робототехники в изучении физики представляют публикации, непосредственно связанные с предметной областью физики. Это книги и статьи Белиовской Л.Г. (Москва) ([6], [14]),   Каширина Д.А. (Курган) [4],  Лужновой Г.В. (Челябинск) [12], и многие другие, а также зарубежные учебные пособия, например,  «Физические исследования с Vernierи LEGO Mindstorms NXT» [15] и «Исследования окружающей среды с Vernierи LEGO Mindstorms NXT» [16] американских авторов в переводе «ПКГ «РОС».

Представленный проект «Магнитная лаборатория» представляет собой комплекс роботизированных демонстрационных и лабораторных конструкций для демонстрации и исследования магнитных явлений на уроках физики. Все конструкции были разработаны на  занятиях физического клуба на основе конструкторов LEGO Mindstorms, датчика магнитного поля  и датчика силы производства Vernier. В разработке лаборатории приняли участие 12 школьников с 7 по 11 класс.

Кроме предметных результатов для участников физического клуба  и возможности для учителя использовать современный эксперимент, этот и последующие проекты вызвали большой интерес к робототехнике, как у детей, так и у учителей школы.

После получения в 2011 году оборудования в виде комплекта LEGOMindstormsи нескольких датчиков производства Vernier передо мной, как учителем физики и заместителем директора по информатизации, возник ряд вопросов:

  1. Как использовать лего-робота в учебном процессе в частности по физике?
  2. Можно ли знакомство с новыми принципами измерения и  моделирования физических процессов с использованием программирования сделать массовым?
  3. Как на данном оборудовании показать современные технологии исследования и автоматизацию многих процессов на производстве?
  4. Можно ли использовать оборудование в профориентационной работе?

Поставленные вопросы помогли сформулировать задачи и организовать работу сразу в нескольких направлениях:

  • сборка моделей для соревнования роботов;
  • использование робота как измерительной системы и системы для автоматизированного физического эксперимента;
  • изучение возможностей использования роботов в преподавании информатики и технологии.

Учителя информатики и математики проявили интерес к новому направлению. Так сформировалась небольшая группа учителей, заинтересованных в  развитии этого направления.

По прошествии двух с половиной лет можно с уверенностью сказать, что достигнуты важные результаты в каждом направлении: на сегодня у школы есть победы школьных команд на всероссийском робототехническом фестивале «Робофест 2012» и «Робофест 2013», представление опыта на конференциях различного уровня по использованию робототехники в технологическом образовании, ряд проектов, которые являются призёрами и победителями региональных олимпиад и конкурсов, опыт организации городских и краевых конкурсов и олимпиад по робототехнике.

Проект «Магнитная лаборатория» интенсивно развивался в 2011-2012 учебном году, в его развитии можно выделить несколько этапов.

I этап. Знакомство с оборудованием. Первоначальные исследования. Работа с новым оборудованием началась с изучения возможностей датчика магнитного поля производства  Vernier. Группа учащихся старших классов первыми приступили к  изучению магнитов. Особый интерес вызвали многополюсные и другие необычные по форме постоянные магниты, в том числе и те, которые входят в состав компьютерных жёстких дисков. Основная часть разновозрастной группы учащихся (7-8 классы) ещё не изучала магнитное взаимодействие в основном курсе физики, поэтому материал был для них новым. Несмотря на это они уверенно пользовались датчиками магнитного поля и силы для изучения магнитов и проектирования моделей (рис 1).  Учащимися было сконструировано и запрограммировано несколько демонстрационных установок из курса физики 8 класса. На рисунке 2 показана установка для изучения явления электромагнитной индукции, в которой движение магнита осуществляется электромотором по заданной программе.

700 1

Ряд исследований магнитных полей были реализованы в виде небольшого фотоальбома (пример фотографии на рис.3) и  нескольких докладов на уроках (рис.4).

700 2

 

Самостоятельное изучение свойств магнитов с помощью сети Интернет, привело к формированию у детей списка конструкций, которые вызвали наибольший интерес для дальнейших экспериментов:

  • Вал на магнитных подшипниках;
  • Магнитная передача (магнитная муфта);
  • Магнитный тормоз;
  • Магнитная жидкость;
  • «Карты» магнитных полей, «построенных» с помощью опилок.

Все эти модели были реализованы на последующих этапах.


 

II этап. Модели магнитной передачи.

Идея магнитной передачи состоит в том, что одна магнитная шестерёнка передаёт вращение другой посредством магнитного поля. Магнитная шестерёнка представляет собой диск, на котором закреплены магниты таким образом, что снаружи от диска вдоль всей окружности имеется чередование северных и южных магнитных полюсов. При сближении двух шестерёнок происходит магнитное зацепление. Одна из шестерёнок крепится на вал электродвигателя, а вторая свободно вращается на оси.

Первая модель магнитной передачи была построена из деталей робототехнического набора LegoWeDo (рис. 5,  http://youtu.be/BELDaxjXJ6o). В этой модели взаимодействие передаётся с помощью только двух многополюсных магнитов (магнитное поле шести таких магнитов показано на рис. 6). Такие магниты имеются в продаже  в магазинах радиоэлектроники.

700 3

Вторая модель была сделана из вышедших из строя компьютерных жёстких дисков. Расположение полюсов на магнитах жёстких дисках оказалось очень удачным для создания магнитных шестерёнок (магнитное поле двух магнитов показано на рис. 7). Северный и южный полюс магнита находятся на одной поверхности магнита. На рисунке 8 показана магнитная шестерёнка, которая представляет собой диск с закреплёнными двумя магнитами. Модель приводится во вращение с помощью двигателя жёсткого диска и демонстрирует магнитную передачу на оборотах порядка 4200 оборотов в минуту.

700 4

 

Эта модель была реализована в двух вариантах: с жёстким креплением обеих шестерёнок (рис.9,  http://youtu.be/JkHlcjTEueM) и со свободным перемещением одной из них (рис. 10). Во втором случае можно продемонстрировать магнитное взаимодействие на различном расстоянии между шестерёнками. Позднее к этой модели было сконструировано устройство для подачи электрического питания под управлением с блока NXT через реле. Управляющая цепь реле подключается к портам А, В, или С и управляется через блок «Мотор» или «Лампа».

700 5

Следующая модель была собрана на основе конструктора LegoMindstorms и предполагала автоматизированное приближение и удаление шестерёнки на подвижной оси к шестерне на неподвижной оси (рис.11, http://youtu.be/Ufp3-kdC1FI). Магнитные шестерни были изготовлены из многополюсных магнитов (рис. 12). Снаружи от диска вдоль всей окружности имеется чередование северных и южных магнитных полюсов. При сближении двух шестерёнок происходит магнитное зацепление. Одна из шестерёнок крепится на вал электродвигателя, а вторая свободно вращается на оси. Расстояние между шестерёнками регулируется программным методом через блок NXT. Подача шестерёнки запрограммирована по срабатыванию одного из нескольких датчиков: датчик касания, датчик расстояния, датчик звука или датчик света. Программирование роботизированной установки на основе LegoMindstorms проводилось на языке программирования NXT-G

700 6

 

III этап. Практические модели с магнитной передачей.

Параллельно работе с магнитными шестерёнками несколько малых групп школьников работали с идеями, перечисленными в описании первого этапа проекта. Первой была реализована идея вращающегося вала на магнитной подушке, а также получения магнитной жидкости. Для создания прообраза магнитного подшипника учащимся пришлось опытным путём подобрать необходимое количество магнитов и их ориентацию в пространстве (рис. 13 и рис. 14).

700 7

 

Данный вид подшипников демонстрирует современный принцип использования электромагнитного поля в технике. В данной модели удалось реализовать вращение вала  практически без трения.

Группа по разработке магнитной жидкости тоже добилась некоторых результатов. Получение настоящей магнитной жидкости в школьных условиях невозможно, так как требуются очень мелкие металлические опилки, но некоторое подобие нам получить удалось. Наша магнитная жидкость действительно становилась твёрдой в магнитном поле. Для имитации магнитной жидкости  металлические опилки были погружены в глицерин. В отличие от других жидкостей, которые используются для получения магнитной жидкости, глицерин является наиболее безопасным с точки зрения здоровьесбережения. Для реальной жидкости используется, например, керосин. На основе жидкости был изготовлен магнитный патрон для удержания сверла. Таким образом, сверло удерживается магнитной жидкостью в патроне, если патрон находится в магнитном поле.

700 8 

Практическое применение магнитной передачи представила группа, которая к приводу с ведущей магнитной шестернёй изготовила две сменные насадки с использованием  LegoMindstorms. Ведущий привод, содержащий магнитную шестерёнку и подключаемый к блоку NXT, выполнен в отдельном корпусе (рис 15, слева). На него ставится насадка, в состав которой входит вторая магнитная шестерёнка. В одном случае в качестве насадки использовалось ведёрко с миксером для перемешивания жидкого содержимого ведёрка, коктейля, например (рис 15, справа).  Эта же конструкция демонстрирует возможность передачи вращающего момента на винт корабля или подводной лодки через герметичный корпус для небольших моделей, так как вращающий момент, передаваемый муфтой не очень большой.  Скорость вращения ведущей шестерни программируется или регулируется пультом управления, собранным с использованием мотора или датчиков конструктора LegoMindstorms. В случае использования пульта управления программа усложняется, особенно в случае, когда один пульт управляет несколькими моделями (требуется соединение нескольких NXT через Bluetooth). Другой приставкой для привода является сверлильная приставка, в которой на постоянный магнит крепится магнитный патрон со сверлом (рис. 16). С помощью этой приставки можно продемонстрировать сверление мягких материалов – парафина, мыла, пенопласта и др. Эта модель стала первым прообразом станка с ЧПУ, сделанным в нашей школе.

IV этап. Лабораторная установка.

Достижение нескольких групп по сборке и программированию установок демонстрирующих возможности магнитного взаимодействия дало возможность для построения лабораторной установки по изучению магнитного взаимодействия.

В новой установке были реализованы наработки предыдущих этапов. Ведомая шестерёнка была закреплена на вал, вращающийся в магнитных подшипниках. Вал свободно извлекается из конструкции через верх, что давало дополнительные преимущества при сборке и разборке конструкции (рис. 17). В качестве крепёжных узлов были взяты детали из пластика, которые были выточены старшеклассниками на токарном станке. Здесь нужно отметить, что при создании конструкции школьниками выполнялась и ручная и механическая обработка материалов на различных станках.

Видеофрагмент с описанием установки и демонстрацией работы можно посмотреть по адресу http://youtu.be/zv0pZJvLAKs  (Также фрагмент работы установки показан во второй половине  фильма телекомпании Рифей: http://youtu.be/y_1010u33wo).

700 9

 

Ведущая шестерня была установлена на подставку, которая обеспечивает приближение и удаление ведущей магнитной шестерни к ведомой по программе с помощью дополнительного электродвигателя. Скорость вращения ведущей шестерёнки может программно регулироваться. Увеличение и уменьшение скорости вращения обеспечивается по времени, либо по срабатыванию датчиков. При достаточно большой скорости вращения на данном виде шестерёнок магнитное зацепление может исчезнуть. Таким образом, на данной установке можно исследовать возможности магнитной передачи в зависимости от скорости вращения и расстояния между шестерёнками. В связи с этим на данной установке стало возможной провести лабораторную работу по физике в восьмых классах (рис. 18). Кроме работы на установке, в лабораторной работе были предложены задания с датчиком магнитного поля на определение полюсов различных магнитов и датчиком силы на определение величины взаимодействия между магнитами.

Для определения частоты вращения ведомой шестерёнки около неё закреплён датчик света. Боковая поверхность диска шестерёнки окрашена в  контрастные чёрно-белые  секторы, которые определяют разную освещённость датчика во время вращения. В данном случае на диске имеется по 4 белых и 4 чёрных сектора. При срабатывании датчика во время вращения (смена чёрного цвета на белый) блок NXT производит звуковые сигналы, а значение уровня освещённости отображается в виде графика зависимости уровня освещения от времени на мониторе компьютера. С помощью этих данных  можно вычислить частоту вращения ведомого вала. Позднее в качестве дополнительной функции был подключена лампа, частота включения который совпадала с частотой вращения  шестерёнки, а на дисплей блока NXTвыводилось численное значение частоты вращения. В случае равномерного вращения шестерёнки мы получаем периодический график, по которому достаточно легко определить частоту вращения шестерёнки (рис. 19). Это ещё одно задание лабораторной работы.

700 10

Сами участники клуба смогли составить программу  для автоматического вычисления частоты вращения вала. На рис. 20 представлена программа лабораторной установки для выполнения заданий базового уровня. Школьники, при выполнении лабораторной работы могли вносить в неё изменения для регулирования скорости ведущей шестерни и регулирования расстояния между шестерёнками. Фрагмент лабораторной работы находится по адресу: http://youtu.be/EG01hUxZvSE

Для участников клуба был организован ряд экскурсий на предприятия и ВУЗы города, они приняли участие в студенческой конференции по робототехнике, а также с ними были проведены консультации профессоров Аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). На рис. 24 представлен фрагмент консультации Поезжаевой  Елены Вячеславовны, заведующей Кафедры механики композиционных материалов и конструкций ПНИПУ, которая более 20 лет является ведущим специалистом университета в области робототехники.

Авторы проекта «Магнитная лаборатория» стали призёрами и победителями ряда городских и региональных олимпиад, конференций и конкурсов. В приложении 1 приводится отзыв о проекте заместителя декана Аэрокосмического факультета ПНИПУ Модорского Владимира Яковлевича. Проект «Магнитная лаборатория» команды школы №135 стал победителем регионального этапа Всероссийского молодёжного робототехнического фестиваля «РобоФест 2012» в соревнованиях WRO творческой категории (фрагмент выступления показан на рис. 21). Далее проект принял участие во всероссийском этапе фестиваля «РобоФест 2012» в г. Москва (рис. 22, , http://youtu.be/pyFIrPYNcvI) и выиграл приз зрительских симпатий Фестиваля.

700 11

 

На рис. 23 показан фрагмент защиты проекта на Фестивале.

700 12

 

В 2012-2013 учебном году работа с моделями магнитной лаборатории была продолжена. Участниками проекта была разработано ещё несколько моделей, одна из которых, в частности, имитировала работу шагового электродвигателя. В целом, по моей оценке, у школьников, участвовавших в работе по проекту, усилилась мотивация к изучению физики, техники, программирования. Эти дети выступили в качестве консультантов  при подготовке команд по робототехнике для участия в конкурсах и олимпиадах, трое девятиклассников сдали государственный экзамен по физике на отлично, а одиннадцатиклассники показали самые лучшие в школе результаты ЕГЭ по физике.

Методическими результатами работы с этим проектом можно считать первый опыт организации работы групп с робототехническим оборудованием. Интересным оказался тот факт, что  распределение ролей происходило естественным образом при погружении учащихся в процесс решения задачи. При этом, имея полное представление о проведённой работе по проекту, на последующих этапах участники группы могли взять на себя любую роль в группе в случае, например, отсутствия одного из участников. На отдельных этапах проекта учащиеся внутри группы были погружены в ситуацию соперничества, в случае, когда какую-то часть задания можно выполнить самостоятельно.  Учащиеся, например, составляли независимо друг от друга программу для готовой конструкции, или разрабатывали  конструкцию какого-либо узла для дальнейшей оценки в группе и принятия группового решения. Учитывая возраст, интересы и роли участника группы было легче планировать дальнейшую работу групп и выстраивать индивидуальные образовательные маршруты по освоению предметного физического содержания.

Опыт работы по проекту «Магнитная лаборатория» был использован для организации в 2012-2013 учебном году ещё одного масштабного проекта «Модель фрезерного станка на основе LegoMindstorms» (рис.25). На данном станке  в ручном и автоматическом режиме можно производить обработку  мягких материалов (парафин, пенопласт) по заданной программе.[1] Во время демонстрации станка на конкурсах и выставках желающим школьникам предлагалось произвести профессиональную пробу на станке (рис. 26). Этот проект  модели станка с ЧПУ также стал победителем городского тура и призёром регионального тура олимпиады по технологии, победителем регионального фестиваля «РобоФест 2013» и призёром (II место) Всероссийского фестиваля «РобоФест 2013» в категории «Фристайл».

700 13

 

Использование традиционного оборудования кабинета физики и робототехнических конструкторов дало возможность увидеть новые возможности в постановке автоматизированного демонстрационного и лабораторного эксперимента с использованием современных датчиков и современных методов обработки и отображения результатов исследований. Таким образом, работа с проектом «Магнитная лаборатория» стала стартом более крупного проекта «Использование элементов робототехники в преподавании физики». На сегодня в школе имеется опыт проведения около 15 демонстрационных и 5 лабораторных исследований по физике. Опыт работы представляется на курсах повышения квалификации учителей (школа является центом инновационного опыта) и факультативных курсах Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

В апреле 2013 года школа была организатором краевой олимпиады по робототехнике. В одной из номинаций практического тура участникам были предложены задания на производственную тему, в которых требовались не только знания по технологии, но и по физике. Среди заданий были модели сверлильного и токарного станков, а старшей группе было предложено сделать модель мостового крана.

Идеи использования элементов робототехники в преподавании физики были представлены на методический конкурс по внедрению робототехники в учебный процесс V Всероссийского фестиваля «РобоФест 2013». Проект был признан победителем в номинации «Лучшая программа предметной области естественнонаучного цикла».

Фотоальбом магнитной лаборатории находится по адресу: http://yadi.sk/d/6yQ-Hm5H5W14W


Библиографический список:

  1. Алексеев А.П. и др. Робототехника: учебное пособии для 8-9 классов средней школы./А. П. Алексеев, А. Н. Богатырев, В. А. Серенко. – М., Просвещение. 1993. – 160с.
  2. Боголюбова А.Н. Популярно о робототехнике/  А.Н. Боголюбова,  Д.А. Никитина, – Киев: Наук. Думка, 1989. – 200с.
  3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей./ С.А. Филиппов–3-е изд. – СПб.: Наука, 2013.
  4. Каширин Д.А. Использование конструктора LEGO «Технология и физика» в учебной и внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях: Физика. Научно-методический журнал для учителей физики, астрономии и естествознания.// - N08 (944), 1-30.09.2012 [Электронный ресурс]: http://ros-group.ru/PUBLICS/SINGLE/PUBLICS/4281
  5. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 классов. / Д. Г. Копосов, – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,  - 286с.
  6. Белиовская Л. Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW/ Л. Г. Белиовская, А. Е. Белиовский, – М: ДМК-пресс, 2013 г.
  7. Белиовская Л. Г. Самостоятельный физический эксперимент в современном типовом и цифровом кабинетах физики при реализации Федерального государственного образовательного стандарта/ Л. Г. Белиовская // Учительская газета. Независимое педагогическое издание, №23 (10416) от 5 июня 2012 г.
  8. LEGO Mindstorms NXT: основы конструирования и программирования роботов: С сайта: learning.9151394.ru/course/view.php?id=280/ под ред. А.И. Попкова. – Томск – 2010 [Электронный ресурс].
  9. Приложение 20 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 № 103/3431 «О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».
  10. Копосов Д.Г. Цикл видеолекций издательства «Бином» «Уроки робототехники в школе»/ Д.Г. Копосов Д.Г. [Электронный ресурс] //http://metodist.lbz.ru/content/video/koposov.php.
  11. Мирошина Т.Ф. , Соловьева Л.Е. , Могилева А.Ю. , Перфирьева Л.П.  «Образовательная робототехника на уроках информатики и физики в средней школе: пособие для учителя» – Челябинск: РКЦ.
  12. Лужнова Г.В. Лего+физика// Лего+физика http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.ru/
  13. Ларионова Т.П. Программа элективного курса «Робототехника»: [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-45524.htm
  14. Белиовская Л.Г. Система LEGO Mindstorms NXT  в современном физическом эксперименте: [Электронный ресурс], http://www.ros-group.ru/content/data/store/images/f_4404_28202_1.pdf
  15. Физические исследования с Vernier и LEGO Mindstorms NXT/ под ред. Суранова А. Я. – М:ДМК Пресс – 2010
  16. Исследования окружающей среды с Vernier и LEGO Mindstorms NXT / под ред. Суранова А. Я. – М:ДМК Пресс – 2010
  17. Ершов М.Г. Использование элементов робототехники при изучении физики в общеобразовательной школе. [Текст]// XXI век – время молодых. Материалы четвертой открытой научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 19 мая 2011г., г. Пермь: ПГПУ, 2011.- С.55- 59.2011

Источник: www.ros-group.ru


[1] Видео станка по адресу: http://vk.com/video14117060_165451330


Рейтинг:  
 / 1

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить