Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
 

Речевое обследование

maxresdefault

Опрышко    Наталья     Николаевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 г. Сочи

 

Пояснительная  записка

Комплект  диагностического  материала  для обследования устной речи учащихся  составлен на основе методики Т.А. Фотековой. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».

Речевые  пробы составлены  и объединены  по возрастам  и  уровню учебного материала по классам с учетом

психофизических особенностей детей с ЗПР. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г)  и   Е.В. Мальцевой (2000г), а так же  текстовый материал  для  каждой  возрастной группы  учащихся  взят  из  материалов  «Тесты» по русскому языку (1-4 кл) Е.М. Тихомировой  Издательство «Экзамен» Москва 2014г (ФГОС) Рекомендовано  Российской Академией  Образования.

Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся класса.

Задачи:

- определить уровень словарного запаса учащихся;

-определить уровень и качество построения грамматического строя речи;

-определить уровень и умение пользоваться связной речью.

Возраст обследуемых 7- 11лет.

Время обследования 20-25 минут ( по каждой серии отдельно). В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования.

Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.

Форма обследования: внеурочная, индивидуальная.

Оборудование : возможен диктофон (используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста); протокол обследования.

Срок  диагностического обследования :  3  раза  за год ( стартовая, промежуточная  и   итоговая). Согласно  материалам  проекта,  считаем  необходимым  провести   замеры  на   старте (сентябрь)  на  материале   итогового  замера (май) прошлого   года, т.к  за  летний   период  детьми  может быть  забыт  прошлогодний  материал.  Это связано  с психофизическими  особенностями  детей ЗПР. Промежуточный   и  итоговый  замер  состоят   из   разных  текстовых заданиях , но  выполнятся учащимися  по  аналогии  уже  выполняемых   заданий.  Обработка материалов  остается  прежней. Обследование  ученика  проводится  одновременно  без перерыва.  Общий  срок  обследования  на   класс  от  одной  до   двух  недель.

Комплекс включает в себя 3 серии исследования.

Серия 1 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 3 – Исследование связной речи.

Все задания объединены в три серии и распределены по возрастной категории учащихся, учитывая уровень учебного материала по классам (1-4кл) с максимальным оценками : 1 серия-24 бала, 2серия- 24 балла, 3серия- в 30 баллов. 
Наибольшее количество баллов за всю методику равно 78 баллов (система оценки по каждому году не изменяется). При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 78 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 78. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

III уровень - 79,9-65%;

II уровень - 64,9-45%;

I уровень - 44,95% и ниже.

Результаты обследования  записываются  в сводную ведомость по  классу. Всего  три  технологические  карты  по каждой серии (приложение 1). Все результаты суммируются  в общий балл и  он  переводится  в  процент, который заносится в сводную ведомость (приложение 2_ А так же  выстраивается  график « индивидуальный профиль» (приложение3).

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи.

Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второго  уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается  и у детей с ЗПР.

Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.

(Возрастной период обследуемых - это младший школьный возраст)

Оценки   по   каждой  серии картинок ( для всех  возрастных  групп  детей  они  одинаковые)

Серия I. Исследование грамматического строя речи.

1.Повторение предложения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

2. Верификация предложений

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования.

Образование прилагательных от существительных, глаголов от существительных, глаголов от прилагательных.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Серия Ш. Исследование связной речи

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.


Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию. 

Список литературы

1. Методика Т.А. Фотековой. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».

2. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е.В. Мальцевой (2000г).

3. «Тесты» по русскому языку (1-4 кл) Е.М. Тихомировой Издательство «Экзамен» Москва 2014г (ФГОС) Рекомендовано Российской Академией Образования.

Материал для диагностики
1 класс


1 обследование (старт )

1.Повторение предложения.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо.

• В саду много красных яблок.

• Тетя Зоя купила мне книгу.

• В цирке выступает клоун.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

 

2.Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабль.

• Дом нарисован мальчик.

• Мышка бежала норку.

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• мальчик, открыть, дверь

• сидеть, синичка, на, ветка

• у, хвост, пушистый, лиса

• у, маленький, зайка, хост

Слова предъявляются до первого ответа.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Лена наливает чай ... чашки.

• Воробьи скачут ....веткам.

• Птенец выпал ... гнезда.

• Шишка упала...ёлки.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.

• один – стол, а много – это...

• стул –

• окно –

• кукла-

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

• Один – стол, а много чего? - ...

• стул –

• окно –

• ложка-

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у ...

• козы- собаки-

• волка- курицы-

• утки-

• попугая- свиньи- утки-

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
• шляпка из соломы - кисель из клюквы -
• горка изо льда - салат из моркови -
• варенье из вишни –
• стакан из стекла- суп из грибов –
дом из кирпичей-

б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если ...
• мороз –
• солнце –
• снег –
• вьюга-

в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
• кошки –
• волка –
• льва –
• кролика-

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлогов в предложение.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования.
Образование прилагательных от существительных, глаголов от существительных, глаголов от прилагательных.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Серия Ш. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

 2. Пересказ прослушанного текста.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Список литературы

1. Методика Т.А. Фотековой. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».

2. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е.В. Мальцевой (2000г).

3. «Тесты» по русскому языку (1-4 кл) Е.М. Тихомировой Издательство «Экзамен» Москва 2014г (ФГОС) Рекомендовано Российской Академией Образования.

 

Материал для диагностики
1 класс

1 обследование (старт )
1.Повторение предложения.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Птичка свила гнездо.

• В саду много красных яблок.

• Тетя Зоя купила мне книгу.

• В цирке выступает клоун.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

2.Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабль.

• Дом нарисован мальчик.

• Мышка бежала норку.

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• мальчик, открыть, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• у, хвост, пушистый, лиса
• у, маленький, зайка, хост
Слова предъявляются до первого ответа.

4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Лена наливает чай ... чашки.
• Воробьи скачут ....веткам.
• Птенец выпал ... гнезда.
• Шишка упала...ёлки.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.

• один – стол, а много – это...

• стул –

• окно –

• кукла-

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

• Один – стол, а много чего? - ...

• стул –

• окно –

• ложка-

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у ...

• козы- собаки-

• волка- курицы-

• утки-

• попугая- свиньи-
утки- 

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

• шляпка из соломы - кисель из клюквы -

• горка изо льда - салат из моркови -

• варенье из вишни –

• стакан из стекла- суп из грибов –
дом из кирпичей-

б) Качественных

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если ...

• мороз –

• солнце –

• снег –

• вьюга-

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...

• кошки –

• волка –

• льва –

• кролика-

Серия Ш. Исследование связной речи

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(3 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

инклюз

2. Пересказ прослушанного текста. 

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

Белка
Осенью белка готовит запасы на зиму. На ветках деревьев она сушит грибы. Белочка собирает орешки и прячет их. А еще она утепляет гнездо, чтобы зимой в нем было тепло.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

2 обследование ( промежуточное )

Серия I. Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение предложения.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Дует сильный ветер.

• Собака Жучка живет в будке.

• Дедушка Ваня сделал кормушку.

• Летом солнце светит ярко.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Кошка лакать молоко миска.

• Мама варить кашу на молоко.

• Воробей скакать ветка.

• Дети играть улице.

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• бабочка, на, цветок сесть

• цветов, купил, папа, букет

• сорвала, дерева , с ,Оля, яблоко

• поют, школа, дети, песня

Слова предъявляются до первого ответа

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Мама ставила цветы ...стол.

• Дети вернулись ...леса.

• Миша купил альбом ...магазине.

• Волк бежит ....зайцем.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").

5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.

• один – карандаш, а много – это...

• пенал –

• книга–

• нож-

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

• один – гриб, а много чего? - ...

• зонт –

• тетрадка –

• портфель-

 

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у ...

• слона- свиньи-

• тигра- курицы-

• гуся-

• коровы- сокола-

барана-

 

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

• суп из грибов - крепость из снега -

• каша из молока - солдатик из дерева -

• салат из капусты –

• нож из стали- стаканчик из бумаги –
сок из апельсина-

 

б) Качественных

Инструкция: если , то день – жаркий, а если ...

• дождь-

• солнце –

• снег –

• мороз-

 

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...

• рыси –

• крысы –

• тигра –

• медведя-

 

 

Серия Ш. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

 

(3 картинки).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ..

 

вав

 

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

 

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 

Рассказ предъявляется не более двух раз.

 

3 обследование ( итоговое)

 

Серия I. Исследование грамматического строя речи.

 

1. Повторение предложения.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

• Пришла к Айболиту лиса.

• Мальчики гоняли во дворе мяч.

• Папа принес Тане маленького щенка.

• Артисты весело выступали в цирке.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

 

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

• Девочка обрадоваться подарок.

• Маша посадить на грядка огурцы.

• На поляна распустилось много цветы.

• Костя купить вкусное и сладкое мороженное.

 

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

• дети, грибы, собрать, в лесу

• Вера, в, ходить, библиотеку

• капает, дождь, сильно

• птицы, весна, весело, петь, песня
Слова предъявляются до первого ответа.

 

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

• Брат поставил ...стол тарелку .. супом.

• Ученик взял ... библиотеке интересную книгу.

• Дождь сильно стучал ... крыше дома.

• Большие лужи появились ... дорогах.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").

 

5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.

• Одина ручка, а много – это...

• учебник –

• скакалка–

• город-

Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.

• одна – удочка, а много чего? - ...

• блин –

• кресло –

• сапог- 

 

Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у ...

• медведь- утка-

• овца- белка-

• слон-

• сова- еж-
заяц-

 

Образование прилагательных от существительных

 

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

• суп из гороха - дом из дерева -

• каша из тыквы - нож из стали -

• сок из вишни –

• колечко из золота- салфетка из бумаги –
бусы из стекла-

 

б) Качественных

Инструкция: если добро, то человек добрый, а если ...

• зло-

• смелость –

• трусость –

• тишина-

 

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки хвост собачий, а у ...

• лисы –

• крысы –

• тигра –

• заяц-

 

Серия Ш. Исследование связной речи

 

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

 

(3 картинки).

 

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

 

апе

 

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

 

ДРУГ

 

Федя заболел. У мальчика сильно болело горло. Он пропустил много занятий в школе. Его друг Саша приходил к нему когда разрешил доктор. Он помогал другу учить уроки. Ребята читали интересные рассказы, решали задачи, писали предложения и слова. Федя смог не отстать от своих одноклассников по учёбе. После болезни Феде на уроках было все понятно. Как хорошо иметь настоящего друга!
Рассказ предъявляется не более двух раз.

 

2класс

 

1  обследование ( стартовое)
 
Серия I. Исследование грамматического строя речи.
 
1.Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
•Мама варила кашу на молоке.
•Кошка лакала молоко из мисочки.
•На  цветок  села красивая  яркая  бабочка.
•Маша  собирала  в  лесу  съедобные грибы.
      Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
 
2.Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
•Цветок  расти  подоконник горшок.
•Хорошо спится медведь под снегом.
•Молоко  стоять чашка  стол.
•Бабушка подоила корова Зорька.
 
3.Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной  форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
•груша, бабушка, внучка, давать
•Витя, косить, трава, кролики, для
•Петя, купить, шар, красный, мама
•Дворе, собака, лаяла, во, Жучка,
Слова предъявляются до первого ответа.
 
4.Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
•Почки  распустились … деревьях.
•Щенок спрятался … крыльцом.
•Пес сидит … конуры.
•Барсук  вылез  … сухой  норы.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).
 
5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
•звезда –
•ухо –
•шкаф –
•шарик-
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
•Один – шкаф, а много чего? - …
•  звезда –
•  ухо –
•цветок-
                   
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у …
•волка-свиньи-
•лисы-коровы-
•льва-
•орла- овцы- козы-
 
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
•сок из лимона-шишка сосны-
•варенье из яблок -лист дуба -
•варенье из сливы –
•шишка с ели-  лист осины –
змей из бумаги-
 
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …
•ветер –
•дождь – 
•мороз-
•солнце-
 
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки хвост собачий, а у …
•медведя –
•лисы –
•кролика-
•павлина-
 
Серия  Ш.  Исследование связной речи
 
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок 
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. 
 
 
кур
 
2. Пересказ прослушанного текста.
 
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
 
ПРАЗДНИК
 
На  новогодний  праздник собралось много детей.  Они встали в круг и водили хоровод. Затем играли в подвижные игры. Вдруг появился Дед Мороз  со  Снегурочкой. Ребята ему очень обрадовались. Но вот  пришла злая Баба-Яга. Она хотела испортить праздник. Но ребята её  прогнали.  Они пели песни для Деда  Мороза, рассказывали ему стихи, танцевали.  В конце праздника все ребята получили  подарки.
 
Рассказ предъявляется не более двух раз.
 
 
3  обследование( итоговое) 
 
Серия I. Исследование грамматического строя речи.
 
1.Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
• Митя надел чистую рубашку.
• Гости рано ушли домой.
• Я отдыхал на берегу синего моря.
• Из комнаты выбежал пушистый котенок.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
 
2.Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
• Мы сели мягкий диван.
• Мама поставила цветы стол.
• Бабушка чистить грибы.
• Солнце поднялось горизонтом.
 
3.Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• собака, пушистым, только, виляла, хвостом
• живёт, много, лесу, зверей, в, диких
• цвет, шубки, заяц, зимой, меняет, своей
• медведь, ягоды, любит, сладкие , малины
Слова предъявляются до первого ответа.
 
4.Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Коля ходит ... спортивную школу.
• Жук сидел ... листике липы.
• Ветер сорвал ... берёзы листок.
• Волки живут ... лесах и степях.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").
 
5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
• месяц –
• адрес –
• шоколадка –
• банан-
 
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
• Один – волос, а много чего? - ...
• корабль –
• артистка- –
• ведро-
 
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
 
Инструкция: у кошки – котята, а у …
•оленя-кролика-
•лисы-коровы-
•кита-
•чижа-      овцы- козы-
 
Образование прилагательных от существительных
 
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
•сок из винограда-конфета из шоколада-
•варенье из сливы -лист дуба -
•тампон из ваты –
•шишка с сосны-  букет из сирени –
          горшок из глины-
 
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …
•ветер –
•дождь – 
•мороз-
•солнце-
 
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки хвост собачий, а у …
• павлина –
•белки –
•зайца-
•мыши-
 
Серия  Ш.  Исследование связной речи
 
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок 
                                 
 (4  картинки).
 
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
полив
 
2. Пересказ прослушанного текста.
 
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
 
ВОЛКИ
 
Волки живут в лесах и степях. Они охотятся на кабанов, зайцев, оленей, мелких грызунов и даже птиц. Охотятся волки стаями. Зимой  в поисках пищи могут проходить большие расстояния. Раз в год у волков появляются волчата. Волка  называют санитаром леса. Он уничтожает слабых и больных животных. Благодаря этим животным остаются в природе самые сильные и здоровые животные.
 
3 класс
 
1 обследование (стартовое)

Рейтинг:  
 / 1