Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
 

Урок технологии-2035: «партия борща и напильников» против «партии новаторов»?

Урок технологии-2035Каким должен быть школьный урок технологии в 2035 году? Этот вопрос обсуждался в рамках Форума стратегических инициатив. Дискуссия получилась жаркой. Тех, кто выступал за сохранение ручного труда, записали в «Партию борща и напильника», а сторонников инноваций упрекнули в излишней привязке к IT-технологиям. ФГОС-ИГРА.РФ публикует запись со встречи.

Обсуждение началась с презентаций победителей конкурса «Школьный урок-2035».

В своем выступлении Игорь Асонов отметил важность создания «лестницы, цепочки, чтобы у детей была возможность идти дальше». «Добились успеха на олимпиаде по технологии, а что дальше? Важно дать ответ на этот вопрос», – подчеркнул Асонов.

 

 

Руководитель информационно-телекоммуникационного комплекса СФУ Иван Карлов сделал акцент на том, что «структура курса должна быть такой, чтобы можно было быстро обновлять его разделы». «Наша идея – проектная работа, которая проходит целиком через весь курс. Когда мы берем класс, разбиваем его на небольшие группы по 4-6 человек и каждая группа делает свой проект, но из общей тематики»

 

 

Первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник начал презентацию с рассказа о том, как дети в летней школе увлеченно собирали роботизированных тараканов и продумывали интерфейс. Свою программу Евгений Плужник разделил на три звена. Предполагается, что на уроках технологии с 1 по 4 класс дети осваивают схемотехнику, введение в электронику, прототипирование и конструирование объектов, с 5 по 9 класс – робототехнику, введение в автоматизированное управление, новые материалы и биоматериалы, а с 10 по 11 класс – изучают киберфизику, машинный интеллект, наноробототехнику и квантовые коммуникации.

 

 

Пока шли презентации участники совещания недоуменно переглядывались и перешептывались – а где же ручной труд, почему ставка на робототехнику, а не декоративно-прикладное творчество, во сколько обойдется переоснащение школ? Наконец подошло время для обсуждения.

– Рубанок, пила, молоток и гвоздь – есть ли им место этим инструментам в вашем уроке?

Евгений Плужник: Есть. Наверно, больше половины из здесь присутствующих когда-то брало в руки молоток с гвоздями и отбивало себе пальцы. Этого нельзя лишать детей, чтобы они понимали взаимодействие объектов.

Игорь Асонов: Да, есть такие вещи. Если мы сделаем роботов, которые будут варить борщ – почему нет? Будущее не такое далекое, как кажется. Если мы посмотрим на современное домохозяйство, то 30 лет назад появились первый посудомоечные машины и навыки мойки посуди уже стали не так нужны, четыре года назад массово начали появляться роботы-пылесосы. Есть робот, который моет окна.

Урок технологии-2035

 

– А что вы будете делать с советскими мастерскими, которые в школах еще остались? Что делать со школами, где есть только этот набор инструментов? В классе 30 человек, которых нужно контролировать, потому что оборудование дорогое. Если оно дорогое, значит не каждая школа сможет себе его позволит. Значит бремя оплаты ляжет на родителей. Как решить эту проблему? И где гарантия, что эти новые технологии через 30 лет не аукнутся негативно? (аплодисменты в зале)

Евгений Плужник: Это дело не одного года, со временем оборудование будет становиться все дешевле и дешевле. Скоро роботы сами будут всё печатать. Доступность будет большая. Что касается технологий – это дискуссия идет много лет. Когда изобрели паровые котлы, тоже все говорили, что люди останутся без работы. Если соблюдать вопросы этики, не зря мы их введи в концептуальную программу, то вряд ли возникнут вопросы битвы машин с людьми.

Игорь Асонов: Есть методы работы, которые и 60 человек контролировать позволяют. Есть кураторство старших ребят над младшими.

Дмитрий Песков: На выставке представлен один из стартапов. Вы выйдите сейчас к девочке с протезом руки и скажите, что ей не надо искусственную руку, потому что неизвестны последствия этих технологий. Или экзоскелеты, которые поднимают инвалидов.

Иван Карлов: Есть отличные практики по новой организации образовательной деятельности. Когда начиналась информатизация, мы тоже задавали такие вопросы. Сейчас в каждой школе есть компьютеры. Школы с печатными машинками – ну это не про завтра!

Урок технологии-2035

 

– У нас в школе фрезерный станок, два токарных – все работает. Хорошо, когда мы на информатике 3D- модель построили, а на уроке технологии ее напечатали. Это хорошая связка. В нескольких выступлениях информатика охвачены полностью. Вы хотите слить эти два предмета? А что там руками будут делать? Только кнопки нажимать?

Иван Карлов: Основы информатики не уходят, пересечение есть. Достаточно широкие связи с другими дисциплинами и можно использовать знания их разных областей.

Игорь Асонов: На информатике преподается теория, а если школа выбрала информационные технологии, тогда на технологии – практика. Это интересная возможность, например теоретическая биология и применение на практики, есть уроки труда и цифровое производство. Тем более лазер безопаснее фрезера.

И если не хватает учителей технологии, то часть курса может читать учитель информатики.

– Можно ли часть затрат переложить на плечи бизнеса?

Игорь Асонов: Есть ГЧП – государственно-частное партнерство. Без поддержки государства не получится. Но и государство само не осилит, нужно разрабатывать форматы дополнительного образования, делать франшизы.

Иван Карлов: В маленьких городах можно делать формат УПК (учебно-производственного комбината), это может быть вокруг университета, когда такие лаборатории создаются не в каждой школе, а на ряд школ. И вузы смогут себе абитуриентов набрать.

– Все, что вы говорили, уже есть в российских школах. Есть много школ, которые прекрасно оснащены. Вы осознаете всю глубину проблемы? Нужны не миллионы, а системная работа со школами. У нас, например, в Пензе, 18 учителей технологии не хватает. Ситуация такая – они программу выучили и, слава богу, детей доучили. Где и когда им креативить? (аплодисменты зала)

Евгений Плужник: Я вырос в маленьком городке, горно-обогатительный комбинат поставил в школе компьютерный класс и это оказало большое влияние. У нас был учитель физики – энтузиаст, он с нами все время возился. То, что мы показываем в своих презентациях, без энтузиастов в школах нереализуемо.

Урок технологии-2035

 

– Школьный урок технологии -2035. Урок для всех учащихся. Это общая образовательная программа. Но я пока не вижу стратегию. Как мы вводили компьютеризацию? Был восторг, эйфория. Вбухали миллионы. Школа оснастили. И сейчас оснастят. Но что изменится? Где стратегия? Я ничего из этого не услышал. Если бы назывался урок-2015, тогда было бы понятно.

Евгений Плужник: В России уровень информатизации один из самых высоких. Использование технологий, которые уже существуют – искусственная кожа, полимеры, уже используются. Но на школьном уровне этого невозможно сделать. Наша концепция за то, чтобы дети на уроке технологии соприкасались со всеми этими технологиями, чтобы в 2035-40 году они создавали новые компании, занимались новыми исследованиями.

Игорь Асонов: Согласен. Наша задача разработать стратегию. Цифровое производство мне нравится тем, что если будет такой урок, то у каждого будет возможность быть творцом. Как от идеи можно прийти к чему-то

Реплика из зала: но для этого не нужно специальное оборудование, потому что станок, молоток – это всего лишь инструменты.

Дмитрий Песков: Вы можете сколько угодно жаловаться на то, что нет денег, нет учителей. Мой ответ простой. Нет желания. Если есть желание, все эти вещи могут быть преодолены. У вас слабый учитель технологии в школе? Киньте клич и найдите энтузиаста. Нет преподавателя физики, найдите энтузиаста из IT-компании. Нет миллиона рублей на дорогое оборудование? Я открою страшная тайну, где любая школа может получить мощнейший доступ к мощнейшему оборудование. За сумму в 50 тысяч рублей любой класс в любой школе может быть оборудован набором из суперкомпьютера, со встроенным компьютерным зрением и распознаванием, механизмами беспроводной связи, датчиками распознавания движения, гироскопами и акселерометрами. Эти приборы лежат у вас в карманах, это смартфоны, планшеты. 30 лет назад получить такие устройства в школы стоило десятки миллионов рублей. Сейчас эти устройства либо уже у вас есть, либо на них нужно потратить 50 тысяч рублей.

Урок технологии-2035

 

Реплики из зала

– Женщины, как вы отнесетесь к такому мужчине, который не умеет завинтить шуруп в стену? Как мужчины отнесутся к женщине, которая не умеет варить борщ? Вторая тема для обсуждения: Менделеев сказал, что для нас во всех реформах важным являются не программные методы, а личность учителя. Третье, многие проблемы уже существуют в школьном курсе информатики, нет ли тут дублирования? И наконец: должен быть курс, где и роботов можно собирать и пуговицы пришивать и чтобы это был курс, адаптирующий детей к новым условиям.

– Если это ФГОС, значит государство должно обеспечить школы всем оборудованием. Но было бы подо что. Отсутствует системность подхода. Вы понимаете, что через пять лет будут новые технологии и снова нужно будет переоснащать школы. Мне кажется, что вы перепутали две вещи – массовое общее образование, которое должно дать то, что нужно всем, и допобразование, где дается узкое образование и это отражено в концепции. С чего вы взяли, что это будет интересно всем детям. А вы знаете теорию, что ребенка до 8 лет нельзя обучать технологиям, мы не получим креативного человека. Вспомните историю: Япония после Хиросимы и Нагасаки. Ведя 8 часов ИЗО и 8 часов музыки в школе, Япония и создала свой креативный класс. Почему только IT, хотя есть технологии питания, декоративно-прикладного творчества и так далее. Стоит ли терять 4 года с 6 до 10 лет, если в 10 лет ребенок всё это сможет изучить за полгода? (аплодисменты зала)

– Мы говорим о школьном уроке технологии, а обсуждаем проблему вовлечения ребенка. Есть школьный урок технологии и есть система вовлечения технологии в школах. Это про проектные команды и так далее. Мы должны создать базу для всех, а потом уже из этой базы создавать проектные команды.

Урок технологии-2035

– Позвольте суждение о стратегии. Одна из причин технологического отставания – неумение внедрять открытия в практику. Нужно не просто учить собирать роботов из кубиков, а учить информацию из школьных курсов математики и физики применять на роботехнологиях. Многие прошли через кружки авиа-судомоделирования и это тоже может быть в уроке технологии. Я тоже за нейротехнологии и биотехнологии, но считают опасным битву роботов, чтобы не воспитывать агрессию, конкурсы нужно облекать не в разрушительную форму, а созидательную. Обязательно нужно учить детей пилить, резать, изучать свойства материалов. Ведь 3D-принтеры тоже делает кто-то и создает их руками.

– Впервые в учебные планы этот предмет вошел в конце 19 века. Темы были: аграрные технологии, машинное производство, обслуживающий труд. В 1936 году предмет исчез из учебных планов, и вернулся в 50-е гг. С тех пор главные темы такими и остались. В большинстве стран мира под содержанием понимается совокупность компетенций, формируемых программой. С точки зрения образования, решить педагогическую задачу научить ребенка работать по алгоритму, выполнять последовательные действия, можно через вытачивание деревянной ножки на столе, а можно через работу 3D принтера. Ну сменили мы деревянную указку на лазерную указку, и что сменилось? Наша задача – провести ревизию знаний и умений, которые должны быть при выпуске из школы. Впереди большая работа.

Урок технологии-2035

 

Евгений Плужник: Я отец двоих девочек в возрасте 14 лет, три года назад они мне задавали вопрос – а зачем учиться пришивать пуговицы, если их пришивают роботы? Пришивают так, что вещь изнашиваете, а пуговицы не отлетают. Технологии ушли настолько далеко, что то, что преподается на данный момент, уже отстало. Можно изучать плетение обуви из бересты, но кроссовки печатаются на 3D-принтере.

Игорь Реморенко: Уместно поставить вопрос, а что значит регулировать содержание предмета? История показывает, что изменение содержание это непростая штука. Последнее в РФ было в 1892 году, обновление учебных планов в связи с переходом под контроль министерства просвещения. Мы можем колоссальные планы строить, но система огромная и она под наши планы вряд-ли перестроиться, нужно действовать частями. Наверное, не хватает учебно-методических комплексов. Надо работать с издательства, проанализировать, что они издают. Давайте вместе с нами, педвузами, попытаемся понять, что мы не так делаем, чтобы подготовить учителей. Никто не сказал о нормативных ограничениях. Может, стандарты мешают. Есть механизм мониторинга качества образования. Есть, например, простой инструмент PISA, даже он на нас влияет. Может, запустить такие мониторинги, посмотреть на регионы в сравнении.

Дмитрий Песков: Ни один из методов, которые вы предлагаете – мониторинги, изменение стандартов – не ведет к достижению цели. Она ведет к барахтанию в болоте педагогической системы, которая как вы сказали, не поменялась с 1892 года. Пять лет назад мы стартовали историю с World Skills, когда все говорили, что это все ерунда, не заработает. Вы мне все говорили: «Дмитрий, за что ты берешься». Сейчас все признали, что World Skills как-то на эту реальность влияние оказал. Но нет мониторинга, никто не проходит через Рособрнадзор, там не действуют образовательные стандарты. Построена система на других принципах. Вы это расскажите нашим победителям, которые сделали успешную карьеру за эти годы.

Урок технологии-2035

 

РЕЗЮМЕ

Дмитрий Песков: Чем острее диалог, тем правильнее и честнее результат. Если вы думаете, что дискурс – это сообщество преподавателей-реалистов против небольшого количества модернизаторов, новаторов – это не так. Дискурс сложнее, он многомерный. Государство, отвечающее за воспитание поколения, созрело к серьезным шагам. Ответить на вызов полумерами не получится. Выход может быть неприятен большому количеству людей, но мы будет опираться на современные подходы и ставить во главу угла интересы ребенка, не учителей технологии, не чиновников, не директоров, а интересы маленького мальчика или девочки, которые идут на урок, чтобы получить знания, которые позволят быть успешными в жизни. Не интересы поставщиков, не стандарты, а именно интересы детей. Вот что главное. Когда мы найдем такое решение, мы его примем.

Урок технологии-2035

 

ЗА КАДРОМ

Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ:

– Об уроке "Технология" в школе. Сегодня была жесткая, иногда за гранью, дискуссия "новаторов" и "традиционалистов". Я не очень понимаю, что такое традиционный подход к изучению предмета, которого раньше не существовало ("урок труда" имел немного другие задачи), но ладно. Стороны пока друг друга не слышат и слышать не хотят.

Как бы это не казалось странным, у меня лично пока итоговой сформированной позиции нет. Но есть вещи, в которых я уверен:

  1. Урок не должен быть "вещью в себе", но должен интегрировать знания, которые дети получают на уроках физики, химии, математики, биологии, и т.д.
  2. Урок не должен замыкаться в школе, а должен быть каналом выхода в реальный мир: в ЦМИТы, фаблабы, мастерские, к родителям - внешние площадки.
  3. Серия уроков должна завершаться созданием маленьких "шедевров" - вещей, которые сделаны своими руками, и которыми можно гордиться.
  4. Урок и "шедевры" должен собираться в длинные и короткие проекты, которые делаются командами .
  5. Урок обязательно должен давать навыки мелкой моторики и работы с реальными предметами в реальном мире - в том числе с готовкой "борща" и работой с молотком и гвоздями. Другое дело, что ставить этот "навык" в течение года нет никакой необходимости - это можно делать гораздо быстрее.
  6. Урок может и должен показывать детям их будущие профессии - в том числе связанные с освоением самых футурологичных профессий.
  7. Проблема нехватки профессионалов может быть при желании преодолена в течение 3-5 лет через массовые онлайновые курсы, "заточкой" учителей (например, информатики), и привлечением состоявшихся профессионалов из других областей.

Все остальное должно обсуждаться и прорабатываться, тестироваться и собираться в работающие модели.

 

Вопросы о том, какие знания на уроке технологии должны получить ученики общеобразовательной школы, как связать информационные технологии и ручной труд и что нужно для подготовки учителя новой формации – остались без ответа.


Рейтинг:  
 / 9

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить