Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
 

Фестиваль по легоконструированию и робототехнике как форма работы с детьми

Сергей  Юрьевич  Черединов, заместитель директора по УМР МОБУ Лицей № 22 г.Сочи, учитель информатики, Педагог дополнительного образования МОБУ ДОД Станция юных техников г.Сочи. Почетный работник общего образования РФ

 «Фестиваль по легоконструированию и робототехнике как форма работы с детьми, ориентированная на реализацию требований ФГОС ООО»

1. Актуальность проекта

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования:

- научить получать знания, то есть учить учиться;

- научить трудиться — работать и зарабатывать, то есть учение для труда;

- научить жить, это учение — для бытия;

- научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя — это учение для совместной жизни.

В настоящее время перед образовательной системой России также поставлена цель формирования и развития мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. В связи с этим приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в ходе реализации ФГОС обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного процесса. Таким образом, каждое образовательное учреждение определяет пути, способы, технологии реализации ФГОС, достижения цели и основного результата образования — развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, формирования его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. С 1 сентября 2011 года в соответствии с ФЗ «Об образовании» во всех образовательных учреждениях России началось обучение в соответствии с ФГОС НОО, а с 2015 г. предполагается переход на ФГОС ООО, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным.

Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характер самостоятельности подростка, отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение), отношения со сверстниками.

Проведя анализ и оценку имеющихся форм организации работы с подростками на предмет их соответствия требованиям ФГОС ООО, проектная группа в качестве основных недостатков существующей системы организации образовательного процесса в образовательных учреждениях выделила следующие:

- Урок остается основным способом организации образовательного процесса обучающихся.

- Для обучающихся организуются экскурсии, традиционно проводятся мероприятия в рамках предметных недель (викторины, квесты, конкурсы), отдельные обучающиеся вовлекаются в исследовательскую и проектную деятельность по некоторым предметам в рамках конкурсов «Первые шаги в науку», «Эврика», «Я - исследователь»  и олимпиадное движение в рамках Всероссийских предметных олимпиад школьников, ежегодно обучающиеся принимают участие во Всероссийских играх — конкурсах, но учебная работа в классе преобладает над другими формами организации работы.

Таким образом, можно утверждать, что система деятельности учителей основной школы, направленная на достижение личностных и метапредметных результатов, определяемых ФГОС основной школы, находится на стадии формирования. Особенности подросткового периода требуют подбора и использования особых форм организации образовательной деятельности подростка, в связи с этим особую актуальность приобретает процесс выбора организационных форм работы с подростками, наиболее эффективных с точки зрения стандартов нового поколения.

Цель фестиваля: организация и проведение фестиваля по легоконструированию и робототехнике как формы работы с детьми, ориентированной на реализацию требований ФГОС ООО.

Задачи фестиваля:

- Популяризация научно-технического творчества, конструирования в частности;

- апробация внеурочной формы организации образовательного процесса, способствующего развитию личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, талантливых в области технического творчества;

- вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников и общественности в образовательный процесс;

- организация сетевого взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами, другими образовательными учреждениями.

2. Основная идея фестиваля

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». Данная задача реализуется не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, организованной в различных формах. Одной из таких форм является фестиваль (франц. festival — празднество, от лат. festivus — веселый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в определенной области.

Фестиваль по легоконструированию и робототехнике представляет собой совокупность разноуровневых интерактивных интеллектуально-творческих мини-площадок, презентаций, мастер-классов, направленных на развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Фестиваль по легоконструированию и робототехнике предполагает участие около 300 детей и взрослых.

Средства формирования универсальных учебных действий в условиях фестиваля:

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между взрослыми и детьми, между самими детьми в процессе выполнения заданий.

Совместная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Эффектами совместной деятельности являются:

- возникновение учебной мотивации;

- пробуждение познавательного интереса;

- развитие стремления к успеху и одобрению;

- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.

Разновозрастное сотрудничество

Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя). Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Вовлечение родителей в процесс разновозрастного сотрудничества позволяет укрепить внутрисемейные связи, родитель и ребенок оказываются в ситуации взаимообучения и взаимовыручки. Таким образом, в процессе совместной коллективно-распределенной деятельности со взрослыми и другими школьниками в рамках работы фестиваля и дальнейшей рефлексии у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. Кооперация со сверстниками не только создает условия для преодоления эгоцентризма как познавательной позиции, но и способствует личностной децентрации. Своевременное обретение механизмов децентрации служит мощной профилактикой эгоцентрической направленности личности, т. е. стремления человека удовлетворять свои желания и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников с взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведет к усложнению эмоциональных оценок за счет появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в результате способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.

Основной вид творческой деятельности в рамках фестиваля — конструирование (процесс создания субъективно или объективно новых систем). Конструирование — метод формообразования, один из этапов или компонентов процесса. Цель конструирования — организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в нем находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но наиболее ярко — творческое воображение и мышление. Конструирование развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания.

Используемая воспитательная технология в рамках фестиваля — «Избранность» (принадлежность к определенной группе), повышающая самооценку подростка. Каждый участник фестиваля получает знак отличия, говорящий о принадлежности к группе конструкторов в рамках фестиваля, при этом в ходе фестиваля возникают круги воздействия на подростков, повышающие их значимость и самооценку:

1 круг: члены группы — участники фестиваля;

2 круг: те, с кем контактируют участники (зрители, присутствующие на

фестивале);

3 круг: те, кто просмотрел видеофрагменты, фотографии, размещенные в сети ИНТЕРНЕТ, и оставили комментарий.

Фестиваль предполагает выполнение заданий начального уровня сложности.

Участники фестиваля — группы школьников, семейные команды (2 ученика или ученик+ родитель).

Перед открытием фестиваля участники информируются о том, что проводится конкурс фотопрезентаций, мобильных видеороликов о мероприятии, которые размещаются на портале Youtube, сайтах образовательных учреждений в течение недели после фестиваля. Ссылки высылаются организаторам и участникам фестиваля. Видео- и фотоматериалы комментируются, оцениваются «нравится / не нравится» пользователями сети и участниками фестиваля.

Перед началом работы в группах тьюторами команд организуется экскурсия по мини-площадкам, после которой команды выбирают уровень сложности площадки для своей работы.

Пример творческих площадок, организуемых в рамках проведения фестиваля

 

Название

площадки

Уровень

Содержание деятельности по созданию продукта

Критерии оценивания продукта (результата деятельности)

«Покорение

космоса»

1

Сборка с помощью легоконструктора моделей космических кораблей

 

1. Соответствие модели действительности.

2. Качество сборки (целостность и устойчивость).

3. Время сборки

«Производственные машины и механизмы»

2

По фотографии механизма сборка модели токарного станка

1. Наличие креплений для заготовок, подвижной балки резца, механизма для движения сверла вперед-назад (умение читать чертеж технологической схемы, использовать правила соединения деталей механизма).

2. Время сборки

 

«Технология и механика»

2

По технологическим картам (эскиз механизма) необходимо собрать модель механизма (устройство механической ручной дрели на шестереночной передаче, поворотную рейку автомобиля)

1. Работа собранного механизма (конструкторское умение — собирать целое), инженерное умение —  понимание работы механизма).

2. Время сборки

Универсальный набор «technic»

 

3

Сборка из легоконструктора роботаандроида по чертежу, инструкции с использованием готовой программы

 

Эстафета

3

Сборка механизма подъемного крана командой по инструкции (инструкция находится в одном конце зала, в другом — детали конструктора).

Эстафета продолжается до окончания сборки механизма

1. Правильность сборки.

2. Работа в команде.

3. Время

 

Лего-матч

4

Сбор простейшей модели робота, движущегося по траектории

1. Правильность сборки.

2. Программирование для преодоления препятствий.

3. Работа механизма

 

3. Механизмы реализации фестиваля

1. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций . Сетевое взаимодействие в ходе реализации проекта предполагает использование материально-технических и кадровых ресурсов нескольких образовательных организаций. Сетевая форма реализации проекта применяется в целях повышения качества образовательных услуг, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Сетевая форма реализации проекта осуществляется по соглашению образовательных организаций. Образовательные организации, участвующие в реализации проектав рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации проекта определяются договором между ними.

2. Реализация организационного плана.

4. Ожидаемые результаты реализации фестиваля

1. Апробирована одна из организационных форм внеурочной деятельности подростков — фестиваль.

2. Описана эффективность реализации фестиваля как организационной формы внеурочной деятельности подростков в соответствии с ФГОС ООО.

3. Определены методы и средства оценивания УУД.

4. Организовано сетевое взаимодействие с социальными партнерами — образовательными учреждениями Краснодарского края.

5. Вовлечены родители (законные представители) обучающихся в образовательный процесс.

6. Заложена основа базы данных обучающихся образовательных учреждений, талантливых в области технического творчества.

7. Изучены материально-технические и кадровые ресурсы образовательных учреждений, потенциальных членов сети легоконструирования и робототехники.

5. Развитие проекта

1. Проведение серии районных мероприятий по легоконструированию и робототехнике.

2. Повышение уровня сложности заданий в соответствии с международными правилами проведения соревнований по робототехнике.

3. Создание сети образовательных учреждений, места реализации творческих способностей школьников и предъявления результатов их конструкторской деятельности и программирования.


Рейтинг:  
 / 0